Почти с самого основания подворья Оптиной пустыни в Москве здесь служил ныне почивший игумен Никон (Нестеренко). Он скончался от рака в Симферополе, в квартире своего друга, отца Владимира. Этот боголюбивый священник приютил отца Никона в двухкомнатной квартире, где вместе с ним и женой жили шестеро их детей. Периодически мы звонили отцу Владимиру, справлялись о нашем игумене, спрашивали, не тяжело ли ухаживать за больным в столь стесненных обстоятельствах. Однажды он сказал: «Мы приняли его болезнь как благословение Божие. Отец Никон болел около трех месяцев. Сначала дети роптали, а потом стали подолгу его слушать. Меня, их отца, священника, они не воспринимали, а то, что им за три месяца успел сказать он, умирающий человек, стало содержанием их души». Вот еще один духовный результат тяжелого заболевания – больной человек помог детям своего друга прийти в правильное, верное, благочестивое состояние. Когда человек заболевает такой серьезной болезнью, раком, ему кажется, что это черная полоса. А ты приглядись, эта черная полоса может стать для тебя белой. Если ты решил, что дошел в своих страданиях до дна, вглядись повнимательней - может быть это дно золотое. Потому что самое ценное – это золото веры. Надо у Бога просить не столько исцелений и благополучия, не столько безбедного существования, сколько мудрого отношения к жизни. Иоанн Златоуст сказал: «Благодари Бога за скорби, и скорби минуют. Благодари Бога за радости, и радости умножатся. Благодари Бога за все». Только так и надо относиться к своей жизни: слава Богу за все! Все под Богом ходим и всё от Бога. Если нас настигла болезнь, случилась какая-то беда, нам нужно не искать лихорадочно выход из этого положения, а молиться Богу, чтобы Он послал нам вразумление, понимание причин происшедшего. И дал силы и терпение эти обстоятельства перенести. Вспоминаю, что когда я первый раз пришёл в храм, у меня было желание встать в углу, чтобы никто не видел, не слышал. Если стены рухнут, чтобы хоть не прибило по моим грехам. Это очень правильное ощущение, очень верное состояние: вот там, где-то в конце. А потом человек оперяется, округляется, расширяется и думает, что все у него в порядке, он во всем разбирается, всё читал, всё знает, всё понимает. И возникает у него некая успокоенность, чувство безопасности. Вот это чувство безопасности приводит к большой опасности и к большой беде. Не дай Бог нам иметь такую успокоенность. У преподобного Исаака Сирина есть очень подробное объяснение того, почему у людей случаются падения, на них нападает уныние, возникает апатия в духовной жизни, даже охлаждение в вере. Это происходит с теми людьми, считает преподобный, которые в какой-то момент возомнили, что им не грозит никакая опасность и понадеялись на свои силы. Человек думает, что раз он имеет духовника, молится, исповедуется, причащается, то уже стоит на твёрдой почве, Ему кажется, что он не может упасть, что никакая вражья сила его не достанет. Этот помысел успокоенности, удовлетворенности своей духовной жизнью приводит к совершенно неожиданным и невероятным падениям. Потому что Бог гордым противиться, а смиренным дает благодать. Во всех самых сложных и тяжелых жизненных обстоятельствах надо, прежде всего, искать духовные причины в нас самих. Смириться, молиться, покаяться, исправиться, приносить плоды покаяния. Будем же стремиться к самому главному - жить с Богом. И думать не о долготе дней нашей жизни, потому что её смысл не в том, долго или коротко мы прожили, а как мы прожили. Подобно тому, как книгу ценят не за ее толщину, а за содержание. Если ты живешь ради Церкви, ради Бога и ради других людей, то твоя жизнь, будет полной и яркой, даже если ты ее закончишь в тридцать лет. А если ты до ста лет проживешь только ради себя, то это не жизнь, это существование. Не количество прожитых лет имеет ценность перед Господом, а то, как эти годы прожиты. Как благоугодить Богу – вот о чем мы с вами должны переживать в первую очередь, а не о своих болезнях, скорбях, неприятностях.

Теги других блогов: болезнь игумен Никон золото веры